27 марта ежегодно в нашей стране отмечается праздник всемирный день театра. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. С 21 марта 2016 года по 31 марта 2016 года в рамках нашего детского сада прошла тематическая неделя посвященная этому празднику. Был разработан краткосрочный проект «Волшебный мир театра»
В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.
Тип проекта творческий, краткосрочный, групповой
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы № 8 ,воспитатели Потапова Л.В. Храмченкова Л.И, музыкальный руководитель – Грушина О.П., инструктор по физическому воспитанию- Жукова О.В. зам.зав по ВМР – Садырина О.Н.
Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Задачи
- расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;
- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- продолжать формировать у воспитанников навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;
- способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».
В основу решения этих задач положены следующие принципы
- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;
- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;
- принцип координации деятельности педагогов;
- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Реализация проекта предполагает три этапа.
Подготовительный этап включил в себя определение проблемы, цели и задач проекта (актуальность выбранной темы), изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями: составление плана работы с семьей, анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Эстетические предпочтения
Содержание основного этапа разделено на три направления:
Работа с детьми.
• Включение в образовательный процесс разнообразных игр и упражнений для развития дикции, артикуляции, речевой интонации, мимики и пантомимики, пластики, фонопедических упражнений
• Проведение коммуникативных и пальчиковых игротренингов
• Просмотр и обсуждение мультфильмов, спектаклей
• Чтение и обсуждение сказок, стихотворений и рассказов с последующим разыгрыванием сюжетов, диалогов
• Проведение творческих мастерских
2. Работа с родителями.
• Консультирование родителей по разнообразным темам: диалог с ребёнком, организация творческой среды дома, заучивание стихов, организация домашнего театра и праздников
• Творческие домашние задания: изготовление элементов костюмов, кукол, разыгрывание диалогов и сценок
• Совместные театрализованные представления, праздники, конкурсы
3. Работа с педагогами
• Презентация проекта
• Мастер – классы
• Игротренинги
Заключительный этап. Презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей, заключительную диагностику уровня развития театрализованной деятельности и анкетирование родителей по итогам реализации проекта.
Но главным итоговым мероприятием данного проекта является открытое занятие на муниципальном уровне по театрализованной деятельности «Путешествие в Волшебный мир Театра» которое состоялось 6 апреля 2016 года в нашем детском саду.